kontrast teplogo i holodnogo

В своих публикациях о цвете я часто отталкивалась от разных материалов, которые полезны исключительно стилистам. Но сегодня мне хотелось бы более тонко подойти к вопросу цвета. Так, как это делают художники.

Ранее я делала скидку на то, что стилист – не художник и ему достаточно понимать основы, не вникая в тонкости сочетания цветов на уровне художника. Сейчас стилисты стали более развиты и хочется углубить знания.

Поначалу информация может показаться сложной. Но рекомендую уделить ей некоторое время – чтобы материал «осел» может потребоваться около месяца. Не спешите с выводами. Постарайтесь понять и прочувствовать цвет. Это на самом деле важно. Это помогает узнать его лучше, настроиться на его волны и настроение. А когда у Вас ТАКИЕ «отношения» с цветом, он отблагодарит Вас, даря все новые и новые возможности для самовыражения.

Итак,

Самый несложный контраст для сочетания – это контраст по цвету (еще его называют контраст по тону). Когда сочетаются между собой все цвета – и хроматические (цветные) и ахроматические (нецветные: черный, белый, серый).

Минимально, чтобы контраст «состоялся», рекомендуют сочетать минимум 3 цвета. Причем, минимум два из них должны быть хроматические.

kontrast po tcvetu

Что нам дает этот контраст: он чаще всего используется в фольклорных костюмах или в рекламе. Создает впечатление простоты, открытости, доступности, настроения и движения.

В одежде используется редко. Чаще очень творческими людьми. Большинство людей предпочитает его в орнаментах (в рисунах на отдельных элементах одежды).

 

Контраст светлого и темного. Обычно стилистам я предлагала его рассматривать только в рамках ахроматических цветов. Безусловно, это самые яркие сочетания для выражения контраста светлого и темного. Но существуют также и другие сочетания для выражения этого контраста. Например, когда мы берем два хроматических цвета разной степени светлоты. То есть один цвет, только разных оттенков – один светлее, второй темнее. Но также мы можем сочетать и два разных цвета, только один из них по степени светлоты более высветлен, а второй – менее.

kontrats svetlogo i temnogo

Этот контраст в черно-белом исполнении – демонстрирует самую высокую степень консерватизма. Если Вам необходимо произвести впечатление человека, следующего правилам, Вы можете смело выбирать такое сочетание. Сочетания серо-черного и серо-белого более мягкие и не обладают такой степенью консерватизма. Что касается исполнения этого контраста «в цвете», то есть сочетания двух или одного оттенка, только в разной степени светлоты, то оно – самое мягкое. В таком цветовом контрасте Вы будете чувствовать себя спокойно, расслабленно и уверенно. Такое же впечатление контраст будет производить и на окружающих.

 

Контраст теплого и холодного. Для его создания мы можем использовать как один цвет, только в разных оттенках по температуре (например, красный, но в разных оттенках: красно-оранжевый и красно-бордовый), так и два разных цвета (например, синий и желтый). Этот контраст способен продемонстрировать максимум «накала страстей». Обычно я рекомендовала его для свиданий. Мол, желаете продемонстрировать человеку, что Вы «и огонь, и лед одновременно», используйте этот контраст. Он подчеркивает, что личность многогранна.

kontrast teplogo i holodnogo

Но именно поэтому многим окружающим сложно «смириться» с тем, что Вы можете себе позволить быть таким «многогранным». Большинство людей любит привычные цветовые сочетания, не вызывающие столько эмоций. Как вызывает именно этот контраст. Наш мозг устроен так, что ему хочется видеть определенность, порядок. Но с контрастом холодного и теплого этого не происходит. Отсюда вывод: будьте готовы к неоднозначной реакции окружающих.

Для того, чтобы контраст был создан максимально точно, рекомендуется выбирать оттенки одинаковой степени светлоты.

 

Контраст дополнительных тонов. Его очень просто создать, выбирая оттенки, расположенные друг напротив друга в цветовом круге. Самые яркие и точные сочетания – это сочетания НЕПОСРЕДСТВЕННО находящихся друг напротив друга цветов. Такой контраст будет создавать впечатление яркости, дерзости, умения выразить себя. В отличие от контраста теплого и холодного, он не будет производить раздражающего впечатления на окружающих. Поскольку он является наиболее сбалансированным (если мы смешаем между собой цвета, находящиеся друг напротив друга в цветовом круге, то получим белый цвет). Из-за чего в нашем подсознании возникает ощущение порядка, несмотря на всю яркость цветосочетания.

А теперь – внимание – если мы сместимся несколько в сторону, сочетания РАЗНЫЕ ОТТЕНКИ цветов, находящихся друг напротив друга, то получим более мягкий, но все же – контраст дополнительных тонов. То есть, если в первом случае создавался яркий и насыщенный контраст, в котором находиться долго крайне сложно, то, сочетая такие оттенки между собой, можно создать более «элегантную» версию контраста.

kontrast dopolnitelnyh tonov

Будет создаваться ощущение лоска, шика, изысканности и тонкого вкуса. И это, всего лишь при изменении оттенка. Такие цветовые сочетания чаще всего фигурируют в рекламе люксовых товаров. Например, фиолетовый и салатовый, бирюзовый и красный, сине-фиолетовый и оранжевый. Эти комбинации очень тонко передают яркость контраста дополнительных тонов.

Напомню, что Гете в своих исследования контраста дополнительных тонов, предложил использовать для самых ярких сочетаний (приведу их названия ниже) использовать определенные пропорции, чтобы цвета смотрелись максимально гармонично, находясь рядом друг с другом. Например:

желтый и фиолетовый он предложил сочетать в пропорции ¼ к ¾

красный и зеленый – 1:1

синий и оранжевый 2/3 к 1/3

proportcii

Эти пропорции рекомендованы только для сочетаний непосредственно этих цветов, а не их оттенков.

 

Симультанный контраст (еще его называют одновременный). Долгое время в своих публикациях я называла понятием «симультанный» мягкое сочетание оттенков в контрасте дополнительных тонов. То есть, фиолетовый и салатовый, красный и бирюзовый и т.д.

В этом есть небольшая доля истины, поскольку смысл контраста следующий: создание иллюзии дополнительного цвета на оттенке, находящемся рядом. И действительно, если мы поместим рядом фиолетовый и салатовый, то фиолетовый будет казаться не фиолетовым, а более бордовым. А салатовый – более желтым.

simultannyi contrast

Если рассматривать с точки зрения такого эффекта – то схожесть имеется.

Но в живописи имеется принципиально другое понимание симультанного контраста.

Наш мозг стремится к гармонии. И выражает его стремление к золотой середине.

То есть, симультанный контраст – это контраст, который существует ТОЛЬКО в нашем воображении. Его не существует в природе. Это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

Например, если долго смотреть на серый квадратик внутри желтого, красного или фиолетового оттенка, то наш мозг через несколько секунд создаст иллюзию, будто перед нами не серый квадратик, а тот цвет, который является дополнительным по отношению к фону. Например, на желтом фоне квадратик будет казаться синеватым, на красном – зеленоватым, на синем – желтоватым.

В одежде, конечно же, никто не будет так пристально смотреть на Вас. Поэтому истинный симультанный контраст создать крайне сложно. Чаще мы можем увидеть его в живописи.

 

Контраст по насыщенности цвета. Длительное время для облегчения понимания насыщенности «простыми людьми», я показывала пример насыщенности на оттенках светлее и темнее. Основная суть понятна. Но, если смотреть глубже, как художники, понятие насыщенности следующее: насыщенность – это степень выраженности тона.

nasyshennost

Насыщенность по сути – это степень отличности тона от серого. То есть, чем больше примеси серого цвета в тоне (который приглушает оттенок), тем менее насыщенный цвет перед Вами. И, наоборот, чем более чистый (яркий, без примеси серого) цвет, тем более он насыщенный.

Затемненные цвета (с примесью черного, например) не являются более насыщенными. Они являются более темными (то есть, по степени светлоты отличаются от чистого цвета, но не по степени насыщенности).

kontrast po nasyshennosti

Контраст по насыщенности легко создать с помощью комбинирования ярких и неярких цветов. То есть, чистый оттенок в сочетании с ненасыщенным (с примесью серого) будет демонстрировать контраст по насыщенности. Для создания контраста необходимо сочетать один цвет только разных оттенков по степени насыщенности. Это позволит создать очень красивый эффект. Прекрасно подойдет подчеркивание яркости аксессуаров на фоне менее насыщенной по цвету одежды. Контраст применяется редко из-за сложности его правильного воссоздания. Но, если сделать все правильно, это будет потрясающее впечатление!

 

Контраст по площади цветовых пятен. Он основывается на количественной разнице между цветами. То есть, когда один цвет занимает существенно меньшую площадь, чем другой. В таком цвет, который занимает меньше места, будет привлекать больше внимания.

Для достижения гармонии рекомендуют выбирать более светлые оттенки для маленькой площади и более темные – для большой.

kontrast po ploshadi

Например, желтая бабочка на синем фоне будет смотреться куда гармоничнее, нежели темная бабочка на светлом фоне.

Также помните, что место, которое будет привлекать больше всего внимания (то есть, занимающее меньшую площадь) будет создавать определенное мнение о Вас у окружающих. Рекомендую изучить психологию цвета, чтобы грамотно управлять таким впечатлением.

Кроме того, с помощью этого контраста можно еще и корректировать фигуру. Например, чтобы отвлечь внимание от широких бедер, можно надеть яркую брошь на плечи. Тогда эффект уменьшения бедер будет с легкостью достигнут.

 

Стоит обращать внимание на цветосочетания. Они способны сделать многое для тех, кто их любит: можно изменить силуэтную линию наряда, создать нужное Вам впечатление или, как минимум, просто поднять себе настроение!

 

Надя Агеева

Благодарю за иллюстрации www.lookcolor.ru

 

А также рекомендую обратить внимание на эксклюзивное интервью для нашего сайта художника Надежды Азаровой (здесь же бесплатный видеокурс по контрастам Иттена)

kurs po Ittenu